Симметрия и асимметрия

Энциклопедия пластической хирургии 

 

23 апреля, 2014 г.

узнать больше 227-3595

Энциклопедия пластической хирургии

BeautyMED » энциклопедия » Симметрия и асимметрия

Симметрия и асимметрия

« ... вернуться к оглавлению

 

Карл Фредерик Гаусс был человеком, который впервые описал колоколообразную кривую нормального распределения, часто называемую Гауссовой кривой. Эта математическая модель показывает, каким образом значения величин, называемых случайными переменными, распределяются относительно среднего значения. Одной из таких случайных переменных является рост человека. Количество людей с ростом, средним для исследуемой группы, сконцентрировано вблизи средней части кривой, а количества людей с более низким и более высоким ростом характерным образом распределены с обеих сторон от центра кривой. Другим примером, взятым из области пластической хирургии, является размер женского бюста. «Нормальный» бюст - это размер, который имеют большинство женщин, в средней части кривой, а количества женщин с чрезвычайно большим и с практически отсутствующим бюстом распределены соответственно на противоположных концах кривой. Описанная кривая нормального распределения может быть использована для определения перспектив эстетической хирургии и идеалов красоты. Красивым считается сочетание различных нормально распределенных характеристик. Для человека, характеристики которого отстоят далеко от центра к одному из концов кривой нормального распределения, естественно желание иметь более «нормальную» внешность. Пластическому хирургу легко понять желание женщины увеличить свою грудь, если она у нее практически совсем отсутствует. Естественным кажется также желание женщины с чрезмерно большим бюстом иметь меньшую, более приближенную к средним размерам грудь. Однако мы были бы удивлены и, вероятно, сочли бы довольно странным желание кого-либо, находящегося на одном конце кривой нормального распределения, передвинуться еще дальше.

Симметрия и асимметрия

Если тело можно условно разделить пополам вдоль срединной вертикальной линии таким образом, чтобы две половины являлись зеркальным отображением друг друга, то такое тело можно считать полностью симметричным. Если же две полученные половины не являются зеркальным взаимным отображением, то тело асимметрично.

Сфера симметрична при делении ее через центр в любом направлении. Если существует только одна плоскость, например проходящая по длине тела, делением вдоль которой можно получить две симметричные половины, то такая симметрия называется двусторонней. Многие растения имеют несколько различных линий симметрии, а для многих животных характерна двусторонняя симметрия. Человек, как было сказано выше в разделе о правом и левом полушариях мозга, имеет асимметричное строение. Эта асимметрия тела человека иногда может быть весьма заметной, и она гораздо сложнее, чем у животных.

Наука пока не дает ответа на вопрос, считаем ли мы, люди, исходно присущую нам асимметрию на самом деле красивой или нет. Некоторые антропологи утверждают, что степень симметрии никогда не может быть чрезмерной, и человек в процессе эволюции приобрел знание того, что высокая степень симметрии свидетельствует о крепком здоровье и хорошей наследственности. Совершенно очевидно, что значительные нарушения симметрии в строении тела и лица мы не считаем привлекательными. Однако существуют свидетельства того, что небольшие отклонения от симметрии считаются красивыми. Лично я считаю, что, в соответствии с рассмотренным ранее вопросом о левом и правом полушариях мозга, человеку приятна асимметрия. Полная симметрия довольно скучна для мозга и глаз человека. В качестве примера полной симметрии можно представить себе совершенно белую комнату с белым потолком и белыми стенами, без окон и дверей. Подобное абсолютно симметричное окружение скучно для визуального восприятия. Однако, если привнести определенную долю асимметрии, например, повесив на стену пару картин, это создаст заинтересованное эстетическое отношение. То же самое относится и к нашему восприятию других людей. Для того чтобы проиллюстрировать этот феномен, один американский журнал провел небольшой фотографический эксперимент с несколькими известнейшими во всем мире моделями. Были взяты их фотографии и получено зеркальное отображение каждого фото. Затем фотографии разрезали на половинки и вновь составили лица путем объединения сначала двух левых, в потом двух правых половин. Оба полученных абсолютно симметричных лица явно отличались от оригинальной фотографии настоящего лица с естественными правой и левой половинами. Полученные абсолютно симметричные фотографии не были ни столь красивы, ни интересны, как естественные лица моделей.

Хотя эти профессиональные красавицы имеют более симметричные черты лица, чем большинство из нас, они при этом всегда наделены определенной привлекательной асимметрией.

Таким образом, мы приходим к выводу, что нам не следует стремиться к полной симметрии. Однако можно с уверенностью сказать, что наше эстетическое чувство также задевает слишком сильная асимметрия. Если мы вновь обратимся к примеру с белой комнатой, то эстетически нам было бы менее приятно видеть стены и потолок, до отказа заполненные различными предметами искусства. Сильная асимметрия, такая, как наличие одной большой груди и маленькой другой, обычно считается неэстетичной, и в подобных случаях желание достичь более симметричной внешности вполне естественно. Приведенные соображения могут служить руководством при определении подходящего объекта для пластической хирургии.

 

Пер Хеден в кн. "Энциклопедия пластической хирургии"

 

« ... вернуться к оглавлению
 

 
 

  Copyright © 2003-2012 BeautyMed.ru все о пластической хирургии